8 (34668) 3-83-40

Ежедневно с 7:15 до 21:00

г. Радужный, 2 мкр., д.23

Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

drdav1@yandex.ru
Версия для слабовидящих

Профилактика зависимостей у детей и подростков

26.05.2021

260521_1008.jpg

Зависимость – это несамостоятельность, привязанность к чему-то, которая дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая к этому усилий. Виды зависимости бывают: химическая (алкоголь, табак, наркотики и др.), игровая, пищевая, информационная, эмоциональная, трудоголизм и др. Предрасполагающие факторы развития зависимости могут быть социальными, биологическими (генетика, травмы головы, заболевания ЦНС) и психологическими. Стоит отметить, что мужчины в 5 раз чаще, чем женщины страдают наркологическими заболеваниями. У детей и родственников алкоголиков и наркоманов вероятность заболевания в 4-6 раз выше, чем у детей здоровых родителей. Психологическими предпосылками зависимости может быть ситуативная реакция (фрустрация, реакция на стресс), при которой человек прибегает к употреблению психоактивных веществ, чтобы облегчить свое состояние, а также может быть зависимый тип личности, сформированный в результате воспитания.

Ребенок по мере роста проходит стадии развития от полной зависимости от родителей до почти полной самодостаточности. Развитие – это постоянный баланс между познанием нового и разумными ограничениями в целях безопасности. Условия сохранения зависимости ребенка: отсутствие поддержки взрослых в движении ребенка в мир, ограждение ребенка от мира. В результате у ребенка формируется зависимость от матери, которая со временем не снижается, и в дальнейшем постепенно эта привычка зависимости переносится на других людей.

260521_1009.jpg

Зависимый тип личности формируется в результате нарушения воспитания. К формам нарушения воспитания, ведущим к формированию зависимости, относятся: гиперопека, игнорирование ребенка родителями, домашнее насилие. Каков же механизм влияния гиперопеки на зависимость? Мать удовлетворяет все потребности ребенка, решает все его проблемы. В свою очередь ребенок не умеет сам решать свои проблемы, так как ему попросту не надо этого делать, у него нет опыта. Но он не может контролировать других людей так же, как свою мать, требовать от них удовлетворения своих нужд. Для решения проблем и снятия стресса ребенок начинает использовать различные средства, в том числе и психоактивные вещества. Игнорирование ребенка (отказ во внимании, пренебрежение его нуждами), а также насилие (эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное) вызывает у детей панику, стыд, ужас, чувство бессилия. Для того чтобы избавиться от этих эмоций, снять стрессовое состояние, они также склонны прибегать к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). При зависимом поведение использование различных средств идет в виде «утешения». Для формирования зависимости есть макросоциальные предпосылки (политика государства в отношении употребления ПАВ) и микросоциальные (ребенок наблюдает у взрослых эффект улучшения настроения от принятия ПАВ). Когда имеется зависимость у статусных лиц – актеров, музыкантов, то считается, что «ПАВ – это круто». Он начинает употреблять ПАВ, чтобы стать членом референтной группы.

«Профилактика наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних»

260521_1010.jpg

Актуальность проблемы: 56% мальчиков и 28% девочек до 17 лет уже пробовали ПАВ. Предрасполагающими факторами к употреблению ПАВ являются проблемы поведения. Особенностью подростковой наркомании является то, что зависимость формируется очень быстро – с одного-двух приемов. Причины подростковой наркомании – это доступность наркотических средств, личная незрелость, слабая воля, отсутствие жизненных ориентиров, стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться своим желаниям, неумение оценить возможные последствия принятых решений, желание получить желаемое немедленно, без оглядки на риск. Если говорить о социальных предпосылках наркомании среди подростков, то это скука и безделье, семейная проблематика (гиперопека, неадекватный стиль воспитания), виртуальные друзья и влияние ближайшего окружения.

Следует помнить, что для современных подростков виртуальная жизнь важнее реальной! В интернете идет реклама ПАВ и пропаганда их употребления. Есть 4 стадии развития подростковой наркомании. Первая – это отсутствие обещанного удовольствия, негативные соматические последствия, формирование представления о безопасности ПАВ, снятие внутренних барьеров на получение запретных удовольствий. Вторая – первое представление об эйфории, снятие явлений интоксикации, увеличение частоты приема, появление тяги. Третья стадия – это активное формирование психологической зависимости и четвертая – формирование физической зависимости. Общие признаки употребления ПАВ включают в себя изменение поведения, потерю интереса к учебе, снижение успеваемости, отдаление от прежних друзей, постоянную и беспричинную смену настроения, выход из подчинения взрослых, суетливую активность, неряшливость в одежде, снижение требований к личной гигиене. Со стороны здоровья отмечается бледная с серым оттенком кожа, сухие ломкие волосы, изменение аппетита или его отсутствие, постоянная жажда, изменение темпа и связанности речи, лексикона, появление соматических расстройств, которые нельзя объяснить болезнью, такие как слезотечение, тошнота,рвота,насморк.

Профилактическая работа с детьми не дает высокой отдачи. Здесь должна быть установка на здоровый образ жизни, формирование разумных интересов, исключение сомнительных контактов, культивирование получения удовольствий от созидательных занятий. Такая работа должна вестись с 5-6 лет, в младших классах школы.

Механизмы формирования алкогольной зависимости сходны с механизмом наркотической зависимости. В медицинском смысле зависимость – это навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающихся ростом толерантности и психологическими симптомами. Рост толерантности – это привыкание ко всё большей величине стимула.

260521_1011.jpg

Стадии алкогольной зависимости: продромальная (бытовое пьянство), первая – это начальные признаки алкоголизма, вторая – выраженные признаки алкоголизма, третья – деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Алкоголизм – это медицинская и социальная болезнь. Диагноз может поставить только специалист-нарколог. Каковы же признаки синдрома алкогольной зависимости? Это сильное желание употреблять алкоголь, затрудненный контроль употребления, повышение толерантности к алкоголю, состояние отмены, предпочтение употребления алкоголя другим видам деятельности. Трудности, связанные с лечением алкоголизма, заключаются в низкой доле пациентов, обращающихся за помощью, недостаточная мотивация к лечению, неудовлетворительная эффективность терапии, фармакорезистентность аддиктивных расстройств. Лечение алкоголизма возможно только при комплексном биопсихосоциальном подходе.

Возврат к списку



Новости

13 июля 2021 Ежемесячное пособие родителям, которые в одиночку воспитывают детей.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до шестнадцати лет – мера государственной поддержки родителям, которые в одиночку воспитывают детей.......

Подробнее
13 июля 2021 Ежемесячное пособие для беременных, вставших на учет в ранние сроки

Ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности – мера государственной поддержки российских семей с низкими доходами.......

Подробнее
30 июня 2021 Основы антикоррупционного поведения

#противодействиекоррупцииЮгра ......

Подробнее
БУ «Радужнинская городская стоматологическая поликлиника»

Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Радужнинская городская стоматологическая поликлиника»

г. Радужный, 2 мкр., д.23 8 (34668) 3-83-40 drdav1@yandex.ru